Тренды - это основная тенденция изменений, поэтому в этой статье речь пойдет не о конкретных нововведениях, а о направлениях, в которых развивается коммуникация в социальных медиа. Перед тем, как говорить об основных трендах в социальных медиа, стоит вспомнить себя: как часто вы открываете Facebook, Instagram, Twitter или Вконтакте со смартфона? Из этих вопросов возникает главный тренд — потребление контента с мобильных девайсов. И если ваши публикации нельзя прочесть с экрана смартфона — они не читаются в 98% случаев. К слову, аудитория рунета уже достигла потолка в 84 млн. человек и растет теперь только за счет прироста мобильных пользователей. Все остальные тренды выходят именно из того, что смартфоны стали основной точкой входа в социальные сети.

Медиа-платформы, а не социальные сети

Если раньше большинство SMM-менеджеров действовали по алгоритму “создать много контента — посмотреть, что хорошо заходит органически — поддержать платным продвижением”, то сейчас, если вы не продвигаете контент, его никто не увидит. Исключение пока составляют мессенджеры — в WhatsApp, Viber и Telegram информацию просматривает около 80% подписчиков. В Instagram тоже еще возможен органический охват, но Вконтакте и Facebook  — это уже исключительно платное продвижение. Теперь при подготовке каждого поста вы должны наизусть знать все требования к тексту и изображению, чтобы он прошел модерацию как рекламное объявление. Подробнее можно прочитать здесь.

Ретаргетинг. Кастомизация. Персонализация

Без этих трех терминов вы можете сразу потратить свой медиабюджет на что-то другое. Сейчас на первое место выходят сервисы, которые позволяют собрать максимальную информацию об аудитории: где она, как она себя ведет, что читает, как активно пишет сама. Для получения основной информации отлично подойдут Церебро Таргет или TargetHunter, более серьезный мониторинг — это в первую очередь Brand Analytics и YouScan.

Персонализация — отдельно. Наиболее удачно этот кейс реализовала Coca Cola в 2014 году, выпустив банки с разными именами и обращениями. Из недавних кейсов в соцсетях — Nescafe, который в 2016 году таргетировал комплименты каждой конкретной девушке. О кастомизации хорошо говорит известный кейс ROYAL CANIN®: компания создала серию опросов, начиная с общих (какое у вас домашнее животное?) и заканчивая конкретным возрастом и породой. На полученные в результате опроса целевые группы бренд выстроил дальнейшую рекламную коммуникацию. Представьте, что вы — владелец молодого кастрированного британского кота, и в ленте Facebook вы видите рекламу корма именно для вашего питомца. Конечно вы купите именно этот корм! Почему? Потому что это пост “прямо про меня” — именно это главный показатель того, что ваш пост лайкнут, а в дальнейшем и купят ваш товар.

E-commerce

Те самые кнопки “В магазин” в Facebook, блок “Товары” Вконтакте, кнопка “Купить” в Instagram — соцсети ввели этот функционал еще в прошлом году (в который раз — предыдущие запуски оказались неудачными). В 2017 году именно эта функция будет наиболее востребованной у брендов, а также малого и среднего бизнеса. В США обычные продуктовые магазины с их помощью оперативно осваивают digital-пространство. Российские потребители осваивают покупки через интернет медленнее, но со временем этот барьер уйдет (вместе с поколением Х). А активные покупатели поколений Y и Z не то, чтобы не боятся покупать в сети, но и готовы делать это спонтанно здесь и сейчас.

Мессенджеры и чат-боты

Люди любят общаться — люди общаются друг с другом — люди создают чаты. Раз смартфон сегодня — самое удобное средство общения —значит, аудитория перешла туда. А там, где аудитория, там и бренды: уже появились группы/каналы в мессенджерах, затем чат-боты — аналоги мобильных приложений, которые позволяют пользователям получать информацию о бренде, не выходя из привычной среды коммуникации.

Live-видео “здесь и сейчас” и исчезающие фото

Когда Snapchat пришел на рынок с исчезающими после просмотра фотографиями, первая реакция аудитории была “Зачем это нужно? Это умрет”.

Сегодня Stories, исчезающие через сутки после публикации, запущены почти во всех соцсетях.

Зачем это брендам и бизнесу? Ответ прост: это гарантия того, что вы настоящие. Что то, что вы продаете, у вас есть. Потому что аудитория хочет покупать у личностей, разделать ценности своего бренда. Live-видео дают такую возможность. Люди начали слушать радио, чтобы знать: в этот момент кто-то где-то слушает такую же музыку, как и он. Это возможность прикоснуться к чему-то большему, почувствовать сопричастность. Популярность Live-видео обусловлена ровно тем же инсайтом. Нужно ли говорить о том, что этот тренд убил контент-планы и рубрикаторы, которые готовятся на 2 месяца вперед? На смену им пришла live-журналистика. Теперь именно журналисты (люди, умеющие отсеять тонну информации и выбрать тот инфоповод, который зацепит читателей здесь и сейчас) будут лидировать в социальных медиа. Посмотрите на Meduza и Adme — они уже это делают.

Еще больше видео

Здесь не надо изобретать велосипед: видео - самый вовлекающий формат. Значит, за ним будущее. YouTube прочно занял нишу, но поощрение видеоформатов алгоритмами социальных сетей снижает его уникальность. Текущая тенденция: создавать одно видео и заливать его отдельно на все платформы, а не постить ссылки на YouTube. По прогнозам, к 2019 году 80% общего трафика займет именно видео-контент. Причем вспомните, как еще недавно мы смеялись над вертикальными видео — сегодня крупнейшие автобренды всерьез используют этот формат в своей рекламе. По сравнению с обычными картинками видео вовлекает на 62% больше. И доказательство этому то, что ежедневно 500 млн. пользователей Facebook просматривают 8 млрд. роликов. Готовы ли вы снимать видео?

В заключение хочу отметить один Вечный тренд — качественный и интересный контент. Форматы и методы продвижения могут меняться, исчезать и перерождаться, а креатив и его продакшн всегда останутся востребованным. Тем, кто работает именно с продвижением уже готового контента, рекомендую постоянно экспериментировать с форматами, отслеживать нововведения социальных сетей и тестировать их. Пока эти фишки свежи, пользователи на них реагируют. И, как правило, не все бренды готовы сразу взять их на вооружение, поэтому вы выиграете за счет отсутствия конкуренции.

Елизавета ПроскуринаSMM-директор Possible Group