К Международному дню человека с синдромом Дауна, который отмечается 21 марта, фонд «Обнаженные сердца» и рекламное агентство Marvelous представили видеоролик в жанре социального эксперимента о влиянии взрослых на отношение детей к сверстникам с особенностям развития. Команда Hot Digital взяла интервью у креативного директора Marvelous Артема Синявского и режиссера ролика Максима Колышева о проекте, реакции детей и родителей и перспективах инклюзивного общества в современном мире.
HD: Как родилась идея для ролика?
M: Помогать НКО является очень важной миссией для любого бизнеса. Интеллектуальное волонтерство, — это вклад мыслящих людей, которые способны создавать и продвигать прогрессивные идеи. Детская инклюзия, — это наиболее сложная тема, и заниматься ею должны исключительно профессионалы. Фонд «Обнаженные сердца», созданный Наталией Водяновой занимается этой проблематикой 15 лет. В этом году ко дню человека с синдромом Дауна необходимо было придумать коммуникацию, которая призывала бы родителей нормо-типичных детей объяснять им, про то, что все мы разные, но все мы люди. Ведь именно от родителей и общества зависит отношения ребенка к этой проблеме. Социальные кампании, которые призваны менять отношение людей, являются наиболее сложными, поскольку они направлены на долгосрочный эффект. Креативная идея должна не просто оригинально рассказывать о проблеме, а найти отклик в сердцах людей. Чтобы досконально изучать эту тему, было проведено несколько воркшопов с фондом и экспертами из университета Нью-Мехико, которые занимаются детской инклюзией около 30 лет. Уже на этапе погружения стало ясно, что тема настолько сложная, что требует дополнительных изысканный. Перед тем как наметился каркас идеи, было проштудировано несколько книг по инклюзии, инклюзивному дизайну, книги по детской психологии, исследования мировых университетов, которые любезно выкладывают материалы в открытом доступе, документальные фильмы, несколько часов просмотра спикеров TED и немного эмпатии, которая в совокупности с воображением, натолкнули на идею ролика в жанре «социального эксперимента». Это достаточно убедительный формат, который дает нам возможность взглянуть на себя и на наших детей со стороны, и сделать правильный выбор. Но этот жанр не терпит фальши, зритель сразу ее считает, Поэтому мы решили снимать этот ролик на скрытые камеры и не говорили детям про детали съемки, ведь те эмоции, которые мы получили невозможно сыграть.
HD: Как дети вели себя на съемке? Не боялись ли?
М: Все дети с огромным энтузиазмом участвовали в нашем съемочном процессе, о котором знали лишь родители. У нас было 28 детей, примерно половина малышей до 4 лет и половина ребят от 6 лет и до 10. В конце нам было важно, чтобы все дети вместе поиграли, ведь это и есть пример инклюзивного общества, которое мы хотим построить.
HD: Какие отзывы получили от родителей маленьких актеров?
М: Мы получили позитивный отклик от мам, которые участвовали в съемках, ведь благодаря их энтузиазму мы смогли осуществить задуманное.
HD: Были ли трудности при осуществлении идеи?
М: Есть огромное колличество моментов, связанных с производством этого ролика, потому что у нас не было права на ошибку. Мы все снимали с одного дубля, и для съемок мы пригласили 2 семьи с детишками с синдром Дауна. Мы не знали, как поведут себя ребята с особенностями, но у нас не было вариантов не снять. Поэтому даже технический перерыв на 10 минут мы сделали через 4 часа после начала съемок. Представьте себе 4-х операторов и 4-х фокус пулеров, которые без остановки снимают происходящее на камеры. Чтобы снять все на одном дыхании мне пришлось провести несколько репетиции и разработать несколько планов, в случае если что-то пойдет не так. Но самым большим риском было то, что гипотеза, которая лежала в основе эксперимента не сработает. И когда первая девочка пошла в пустую комнату, стало ясно, что мы все делаем правильно. И сколько радости было, когда маленький Рома пошел к Егору, мальчику с синдромом Дауна играть. Это та самая надежда, которую мы ждали, это тот символический шаг, который так важен для всеобщего дела. Ведь если мы сможем воспитать детей в среде равных возможностей, то они смогут вырастить детей с равными возможностями.
Благодаря социальным инновациям, таким, как этот социальный эксперимент, мы вместе сможем построить в нашей стране инклюзивное общество.