Мы все с вами знаем, что именно лень, а не подсознательное, или сознательное, или сам человек, и есть настоящий двигатель прогресса. Лень предполагает максимальное упрощение всего: наших социальных связей, доступа к удовольствию, существования на этой планете, как экономическое, так и общественное.
Поэтому сегодня поговорим о новых паттернах поведения или существования, которые входят или уже вошли в нашу жизнь. И начнем с отношений между людьми.
Мы уже и привыкли к тому, что наша дружба проходит в социальных сетях. Именно тут у нас настоящие друзья, те, кто нас не удаляет за активный постинг всяких безобразий, активно лайкает наши посты. Они по-настоящему знают о нашей жизни все, или даже больше. Больше и глубже понимают нас, чем те, которых мы называли "вот это мой настоящий друг". Старые друзья не всегда найдут на нас минутку поболтать о личном. Эти старые друзья не придут на помощь в комментарии. Хоть это и не реальная жизнь, но эти комментарии сейчас уже кажутся куда более важными и нужными, ожидаемыми. Вспомните шквал поздравлений на вашей стене в день рождения! Как же они радуют и поддерживают весь этот сложный день, что случается раз в году.
Настоящее товарищество сейчас, то, что так сильно присутствует в деловом языке российской армии, можно найти только в играх. В совместных рейдах на замок орков или в темную зону в зараженном Нью Йорке, когда вместе со своим настоящем товарищем-по-оружию высвобождаешь район от зараженных вирусом мутантов. Два ночных игрока во вселенной Том Кленси куда ближе друг к другу, чем два парня в сирийской пустыне зачищающие город Ракка.
Дружба с ботами оказывается куда более приятной и желанной, чем отношения с настоящими людьми. Боты прогнозируемы в своем поведении, понятнее, проще. Они не могут тебя подвести или не прийти на помощь, ведь у них этого нет в программе. Они не будут зависать с сообщением "typing..." — ответят тут же. Феномен компьютерных игр объясняли тем, что внутри выдуманных миров установлены четкие и понятные правила, по которым ты можешь жить не взирая на постоянные случайности, кардинально меняющие ход истории и твоей судьбы. Ведь даже случайности — запрограммированы. Так и с ботами — они будут казаться нам куда более приятными собеседниками, чем друзья или даже наши любимые. Да и через два-три года, а мы уже и не вспомним, что этот никнейм в нашем контакт листе — бот, а не возлюбленный.
Ведь уже даже любовь мы ищем иначе. Привычкой стало не знакомство в кафе и трепетное ожидание его/ее на первой встрече, а листание фоточек в приложении и первые секунды общения. Мы оцениваем людей не по реальной фактуре, а по виртуальному профайлу. Новый тренд и новая профессия — специалист по интернет мейкапу. Как девчонки прихорашиваются перед первой встречей, так бывшие дизайнеры сайтов оформляют и ретушируют их фотографии, чтобы тестостерон начал вырабатываться еще до реальной встречи. Наш профайл не просто наш бренд — уже наша личина, парсуна. То, как мы по-настоящему выглядим. Потому как социальные сети и есть проекция нашей личности — и уже не просто той, которую хотим, а именно той, которой нас видят окружающие. Судят не по одежке - судят по профайлу.
Перейдем от отношений к удовольствиям. Вы видели порно в 3D. Нет? Да вы что! Это абсолютно новая страница в сублимировании человечества. Теперь мы не просто наблюдатели, те, кто случайно оказался подсматривающим за процессом. Мы внутри процесса в разрешении HD.
Технология виртуальности выходит куда дальше, уже и не просто картинка, а реальный секс на расстоянииМы должны быть готовы, что изменится рынок путешествий. Как в свое время экспедиа и booking.com с airbnb уничтожили тревел агентства, так очевидно уже сейчас, что люди перестанут копить на путешествия и отправляться искать приключения в реальности, если можно за те же деньги оказаться в реальной виртуальности в больших и лучших местах, да и с теми же ощущениями и итогом.
Все уникальное и оригинальное с чем мы сталкиваемся могут уже сейчас воссоздать роботы. Рембрандт — уникальный и неповторимый — нарисован, напечатан, разложен по полочками и полностью воссоздан с помощью Интел и Майкрософт.Да, здесь нет души и чувств. Нет внутреннего переживания и сложного мира художника, который отражает мироощущение того времени. Но вспомните, как давно вы ходили в музей? Как давно вы по-настоящему интересовались искусством? Недавно, я спросил своего друга: "Ты видел картины Дали?". Он: "Ха! Да ты смеешься? Конечно. В интернете". В браузере. На экране. В поисковой выдаче гугл картинок. Состоящей из 100 или более плохо обработанных мемомизированных картинок. Где, да и зачем, тут душа?
Новый русский Пушкин — это робот стихотворец Яндекса. Он является нашим всё, выразителем поэтической силы нашего языка.
Искусство, которое ценится и востребовано, это кинофильмы, которые приходят из игровых вселенных: Мир Варкрафта и Assassin's Creed. Ожидаемые, жизненно важные, полные содержания, полноценные, независимые от окружающего мира, реальности, приносящие гигантские дивиденды. Настоящий новый наркотик для новой экономики.
В этой экономике мы забудем про деньги вообще. Не про цифры на наших счетах или банковских выписках, а о бумажных и металлических. Мы их просто перестанем видеть. В штатах и Англии, возвращается в обиход фраза: "Вышли мне денег". В прямом смысле! Но по имейл. Вы можете послать деньги кому угодно просто с помощью письма в Gmail или сообщения в мессенджере Фейсбука.Это будет совсем новый мир трудовых отношений, да и вообще труда. Мир, где обучение профессии будет не в колледжах или институтах, а в iTunesU или Coursera, да и просто в Youtube. Вы не заметили, как Википедия изменила паттерн нашего поведения? Мы не ищем определение в энциклопедии, в издании, которое заслуживает доверия, потому как создавалось профессионалами. Мы ищем ответ на вопрос на портале, создаваемом анонимами, где достоверность не верифицируется должным образом и затем используется всеми и везде. Ссылка на википедию для нас стала оправданием собственной безграмотности и умственной ограниченности. Если мы наткнулись на ничтожную по своей полноте статью, то считаем, что она исчерпывающая... Потому что мы ленивы искать дальше.
Новая экономика — экономика независимых и свободных людей — абсолютно открытый рынок, обучение маргинализируется прямо на наших глазах. Почему? Раньше требовалась квалификация слесаря, сантехника и водителя. В будущем сегодня обслуживать человечество и производить продукты будут либо роботы, либо мы сами, пройдя курс онлайн обучения за несколько недель, дней или часов. Или проще, с помощью 3D принтера и скаченной модели из открытого доступа.
В этом мире, ты можешь нанять любого человека в каждом уголке планеты за секунду. И обратно — любой человек может пойти к тебе в найм. Сидит себе в Central Park, чилит, загорает на солнышке — динь-динь — пуш уведомление — сходи на соседнюю улицу и сделай фотку машины, которую кто-то из Бруклина хочет купить, но не успевает посмотреть. Пять баксов в кармане за пару минут.
Изменения в экономике неминуемо дадут шифт в отношениях с государством. Например, появление квазипаспорта, равно привязка паспорта к твоему Gmail — Gmail как наша карточка жизни. И здесь же, неминуемо, развитие технологии уникальной идентификации, допустим, по сетчатке глаза (и вот уже сейчас наш отпечаток пальца в айфоне, который соединен с нашими дебетовыми и кредитными картами, с нашим медицинским профайлом, да и всем-всем что есть наша жизнь и наш мобильный телефон). Это уже реальность.
Мы должны признать, что язык будет один — английский, нет-нет, не китайский. Потому что он лежит в основе программирования и всех команд, которые человек отдает устройствам. Люди завтрашнего дня должны учить именно язык программирования, с самого детства, параллельно с обучением использованию горшка. Новый букварь — это команды, а не Аз, Буки, Веди. Само собой это повлияет на мировую культуру. Но характерные черты удастся сохранить — ведь это уже случилось, например, с Японией, где заимствования из английского языка повсеместны, но структура общества и уникальная идентичность сохранилась и оказалась непобедима.
Границы государств сохраняться, но не как желание сохранить или защитить самобытность страны и народа, а как желание иметь свой вектор развития — технологическую независимость. Популярность военных технологий лишь этому демонстрация. Очень хорошо, что мы меньше и меньше будем видеть смерть людей, больше — смерть роботов. Плохо, что если интернет войны дойдут до проникновения на атомные станции — плохо станет всем и сразу.
Большие массивы данных, которые уже сейчас хранит любое мало мальски уважающее государство, будь то Россия или США, группа людей у власти будет использовать для своих целей — обогащения и порабощения в свое удовольствие.
Мы будем вольны выбрать место пребывания, но так и останемся рабами корпораций, которые даже и не будем знать кому принадлежат на самом деле. Мы даже и не будем замечать, что стали рабами. Будем радоваться жизни и не замечать, что оказались в Матрице.
Хотя, все может пойти и иначе, например, если законодательно запретить использование запросов в поисковых строках без разрешения пользователя. В Google, Яндексе, Фейсбуке, Вконтакте и тд и тп.
Запретить социограф — или открыть доступ к социографу, чтобы каждый видел, кто на самом деле влияет на нашу ленту: наши друзья и популярность их постов, или сам Марк Цукенберг. Лично, ради своего удовольствия. Ведь теперь, весь мир — мир буратин, где он папа Карло. А может и Карабас, осуществивший свою мечту.
В этом случае все станет гораздо интересней, ведь именно контекст, контекстные объявления, выступает львиной доходной частью интернета, и способствовал его развитию, проникновению его в нашу жизнь, развитию инфраструктуры, да на таком уровне, что сейчас государство не может существовать без протокола http.
Если принять закон запрещающий сбор информации в большие массивы без согласия людей, изменится все. И, возможно, даже текст этой заметки. В этом случае, мне придется написать новую: ЧЕЛОВЕК-ВСЕ-УСЛОЖНЯЮЩИЙ.