Сложный год, который показал уязвимость человека и общества от интерактивных технологий. Но у нас есть шанс, если будем бережливыми и внимательными, преодолеть угрозы и использовать их в свою пользу.
Метаверс

Этот год ознаменовался исследованием понятия введенного Meta. Предполагалось, метаверс – это VR миры. Но случилось так, что любая вселленная с условно «открытым» миром, где люди могут проводить время в общении, взаимодействии и, необязательно, создавать новое, также отнесли к метаверсам. Метавселенные не обязательно связаны с VR, но точно с миром диджитала. В уходящем году случилось много «прикосновений» брендов к вселенным Роблокс, Фортнайт и даже, что удивительно (юристы Майкрософт запрещают), Майнкрафт. Дети научились обманывать других детей и зарабатывать на них в Роблокс. Мистер Бист пришел со своими челленджами в Фортнайт.

А сколько было создано одежды и предметов для метаверс? От нового года стоит ждать большего = постепенного нарастания инвестиций брендов в мета вселенные (кстати, ждете же внезапный эвент Apple, где обещают показать устройство дополненной реальности?). Там где люди – там и внимание бренда.

Манипуляции с дофамином

Привязанность людей к социальным сетям открыли уже лет десять назад. Тик Ток же показал, как можно наглым надувательством покорить сердца мира: «наливай» лайки, просмотры, бот-комментарии и ты никогда не потеряешь внимания и любви человека к твоему продукту.

В информационном обществе люди оказались брошены и лишены любви. Они потеряли себя, потеряли устойчивые связи поколений, разочаровались в отношениях — мы строим свое счастье огородившись от общения себе подобными. Мы общаемся через интерактивную стену, живем в диджитал одиночестве (о тренде экономики одиночества предупреждал два года назад). Успех любой активности бренда — больше внимания и интерактивной ласки — и не обязательно, чтобы ее оказывали реальные люди. Важен дофамин, который получает пользователь, клиент, в своем цифровом солипсизме.

Миллиарды просмотров видео? Миллионы лайков? Если нас любят только роботы — так тому и быть. Хорошо что хоть кто-то нас любит и замечает. Фейк — это любовь.

Новояз

Человек не может без любви. Даже в самой сложной ситуации мы надеемся и верим, что не одиноки и нужны кому-то. Бренды и технологические гиганты используют нашу потребность, но и мы сами меняем себя.

Сам интернет стал языком любви. Обмениваться и сохранять информацию его начало. А web3 с прозрачностью и распределенностью настоящее воплощение принципа «тат твам аси» — ты есть то (каждая частица мира есть вселенная, часть большего и всего, проявления божественного, в одной песчинке и обратно). Мы все становимся частью друг друга. В едином организме с единой целью. И тут не может быть вражды.

Мы используем эмодзи, мемы, делимся интересным контентом, статьями, лайкаем посты, ставим реакции — и все это как способ выразить свою привязанность, оказать внимание и даже выразить любовь.

Новояз интернета представляет из себя начало современных отношений. «А помнишь, как ты поставил к моему посту блюющий эмодзи? Именно тогда я понял, что интересен тебе». Использование этого способа коммуникации позволяет быстро и сильно выразить свои чувства потребителю, а ему дает шанс проявить свои вашим контентом.

Голос

Шазам для людей, звуков природы и техники — с помощью нейронок мы преодолеем барьер разнообразия звуков, разночтения и научимся различать и выделять даже неуловимое нам, как это делают животные. Мы станем больше и лучше слушать. Мы научимся восстанавливать точный образ человека по голосу.

Мы уже ускорили прогресс, и роботы научились нас слушать, слышать и различать. Алиса говорит шепотом:

Различает голоса людей. В скором времени мы научимся ставить Гугл Ассистенту, Сири и другим голоса любимых, даже без их согласия. А с большим развитием ИИ, нам будет достаточно любви виртуальной копии человека, который не ответил взаимностью. И мы будем счастливы.

Уверен, что бренды и стартапы начнут продавать нам цифровые копии людей, которые и не особо-то согласны на это, без их желания, минуя запреты государств и правительств. Платон не любил искусство, потому что это копии копий, но людям нравится, вот тут, например, про популярность концертов с цифровыми аватарами.

Почему бы и нет? Если тебя любят трое, а ты не можешь ответить им взаимностью — поделись цифровой копией себя, сделай их счастливыми. Я бы не отказался…

Революция в порно

Когда ты можешь купить в дарк вебе голос любимого человека для своего личного ИИ, и тот будет любить только тебя, всего, таким какой ты есть, будет каждый день научаться и подстраиваться под тебя, завоевывая твое сердце — в этот момент, вся индустрия порно измениться = уже не нужно будет реального участия людей.

Порно игры сегодня уже завоевали часть рынка. Дипфейк уже доказал, что можно делать любой видео контент минуя процесс сьемки. Осталось соединить возможности нейронок по производству графического контента, дипфейк на любого человека и игровые механики. Вот вам и идеальное удовлетворение. Тотальное очищение индустрии от присутствия реальных людей.

Ни один человек не будет участвовать в действии. Ни один человек не будет принужден. Только роботы и ваши смелые фантазии. Фейк? Ну и что. Ведь фейк — это любовь.

Прикосновения

Десять лет назад, когда первый раз сел за руль своей машины, был впечатлен, как она разговаривает со мной через мою задницу. Как только я пересекал разделительную линию без включенного поворотника, с той стороны, где произошел инцидент, кресло вибрировало. Автомобиль предупреждал меня об опасности прикосновением.

Мы привыкли к вибрации телефона (и различаем тип вибрации, тип сообщения / напоминания), умных часов, джойстика и теперь все больше и больше вещей будет переходить в немое общение с нами через прикосновение толи имитируя нашу кожу, толи вторя ей.

Быстрота, контекстуальность взаимодействия приоритет в предпочтениях пользователя. Экономия времени во всем — забота о времени потребителя — самое ценное, что может предоставить бренд. Ведь мы все умрем, и единственное, что не можем восстановить и остановить — время. Время — самое ценное, что есть у потребителя. Общение с помощью имодзи, плюс через тактильное прикосновение в вашем онлайн магазине с будущим покупателем, возможно, заставит его любить вас больше.

Новое право

Твой голос, твое лицо, твое тело стало цифровым достоянием. Но твоя идентичность не в поведении, которое зафиксировали кукисы, не в твоем соцмедиа профайле — это все прошлое. Цифровой след можно потюнить и даже удалить из поисковой выдачи, стереть свое мрачное прошлое.

Ты сам и есть самый мощный QR код в природе. И наступила пора научаться его защищать в метавселенных, чтобы никто не мог похитить и использовать в своих целях (киберсквотеры расхватали домены и никнеймы, почему бы не заняться аватарами, проекциями и образами?).

И вот новый казус: а что если похитил ваше лицо не человек или программа, а искусственный интеллект? Кто отвечает за его решения? Можем ли мы осудить действия ИИ, не втягивая в процесс человека, который его создал? Будут ли возбуждаться дела ИИ к человеку? А дела от ИИ к ИИ? Когда появится судья ИИ? Когда появятся присяжные в ИИ? Будет ли преимущественное право у человека? Или у ИИ? Ведь последний лишен проявления аффекта.

Очевидно, следующий год даст нам много поводов для дискуссий о нарушении авторских прав нейронками. Уверен юристы найдут способ придраться к объектам, которые оказались в датасетах и ими порожденные. Не может генеративное искусство обойтись без нападок юристов. Бесплатный сыр — только в мышеловке.

Позовите человека

Когда роботы появились в чатах брендов, это казалось изысканным решением: экономно и эффективно. Сейчас же отсутствие в коммуникации человека вызывает только ненависть и безнадежность.

К сожалению, на наши запросы отвечают именно что боты, а не нейронка. Поэтому ответы обезличены, грубы, лишены настоящих эмоций (да и аватарки сгенерированны теми же программами). А человек хочет любви.

«Позови кожаного мешка», «попроси оператора / человека» — уверен, сотни тысяч подобных сообщений отосланы людьми в службы поддержки. Людям нужно участие, диалог, ощущение, что проблемой реально занимаются, а не сработал годами ранее написанный скрипт, за которым не чувствуется реального решения.

Подключение ИИ в диалоги, а, возможно, и возврат к людям и к колл центру, может продемонстрировать качество товара, бренда, и реальную заботу о тех, которым нужно внимание. Хороший пример Олег и, кстати, удачный наш кейс:

Борьба за ресурс

Не секрет, а особенность нашего вида, что всего 1-2% популяции управляет остальными, 10% можно назвать умными. Остальные проживают жизнь. Кто-то доволен, остальные в постоянном поиске счастья. Информационное общество раскрутило маховик кардинальных изменений, и самое главное: невозможность откатиться, отказаться от технологий, кроме как через самоуничтожение (кстати, у Херберта был Батлерианский джихад = война людей и машин, люди победили). В этой ситуации машинам нужны новые жертвы: люди, которые смогут работать над новым кодом, новыми устройствами. Не людям, подчеркну, а уже машинам, нужны рабы. Обратной дороги нет.

Борьба за единственно важный ресурс в наше время приводит к трем насущным потребностям наступающего года:

  • работа над быстротой обучения — учиться учить быстрее, поставлять рынку инженеров и программистов быстрее нежели все текущие школы, платформы и институты, тут нужен прорыв;
  • рост скорости карьерных изменений — карьерные лифты начинают работать в условиях военного времени, где в 14 лет ты можешь командовать дивизией дизайнеров и разрабов;
  • ввод новых бизнес юнитов, где человек управляет роботами, он отвечает за их действия, за их развитие, за их карьерные изменения.
  • Время, когда человек управлял человеком уходит в прошлое. Сначала мы перестали общаться друг с другом, затем мы подружились с роботами. Они стали нашими любовниками, а теперь и служащими. Или, на деле, мы стали их рабами?

    А где реальная жизнь?

    У тебя дома в Химках? Или в твоем Окулус? Что важнее, природа вокруг? или новые моды в Роблокс? Люди хотят жить в гараже, пустыне (Mirror House):

    Или в океане — главное чувство безопасности вокруг, когда ты находишься в виртуальной реальности. Вот, например, некоторые называют это эквитизм.

    Инновации в транспорте стирают границы: самокаты, скоростные поезда, коптеры, аэротакси, возвращение сверхзвукового транспорта от нагло выкинутого из Momentus Михаила Кокорича в проекте Destinus:

    Старшипы - скоростное перемещение по всей планете с помощью космических кораблей:

    Даже левитация уже стучится к нам в двери — перемещение в пространстве перестает быть преградой.

    Живешь в Мытищах, а работаешь в Череповцах? Нет проблем, полчаса и ты на месте. Дача на Багамах, а сам в Лондоне?Welcome! Нет привязки к месту, локусу, родине. Весь мир и правда превращается в большую деревню.

    Ценность реальной жизни переоценена. Построенная империя в Цивилизации Сида Мейера намного привлекательней, а база в Fallout созданная своими руками притягивает больше, чем однокомнатная холупа в Химках.

    Нежность, забота, удовлетворение, внимание, достижения — все это уже доступно в виртуальной реальности. Все плохое от людей — в метаверсе под контролем кода и ИИ, они допускают эти проявления только в минимальном количестве, чтобы это дерьмо не мешало счастью людей.

    Настоящий рай перед нами. И мы его создали сами. Вот только как-то очень похоже на Матрицу. Ну и что?! Ведь фейк — это любовь.

    Влад Ситников, главный редактор